В октябре РЖД намеревается запустить в эксплуатацию блокчейн-платформу для работы с поставщиками. Это лишь одна из инициатив российского железнодорожного монополиста, направленных на создание в стране единой цифровой экосистемы для всех участников перевозочного процесса.

Блокчейн на колесах

В следующем месяце ОАО «Российские железные дороги», признанный монополист в области железнодорожных перевозок в РФ, вводит в коммерческую эксплуатацию платформу, работающую на основе технологии блокчейн и смарт-контрактов. Платформа создана для более эффективной работы с поставщиками, обеспечивающими РЖД комплектующими для грузовых вагонов. Проект будет обкатан в одном из крупнейших филиалов РЖД, Октябрьская железная дорога (ОЖД), который обслуживает такие ключевые регионы страны, как Московский и Санкт-Петербургский. Впоследствии система начнет внедряться и в других филиалах.

Пул поставщиков, проявивших интерес к новой платформе, уже сформирован, сообщили в компании. Так, участником новой системы стал «Уралвагонзавод». Ожидается, что использование прозрачных, отслеживаемых и защищенных смарт-контрактов обеспечит более высокий уровень надежности и доверия в отношениях сторон. Кроме того, самоисполняющиеся умные контракты отменяют необходимость в посредниках, что должно устранить бюрократические проволочки и ускорить все деловые взаимодействия.

Напомним, что ранее этим летом РЖД и Пенсионный фонд России заключили соглашение о сотрудничестве, целью которого является упрощение покупки билетов для льготных категорий граждан. Участники соглашения решили использовать технологию блокчейн для моментального подтверждения пенсионным фондом прав пассажира на льготный проезд в транспорте. В ответ РЖД направляет в блокчейн все данные о билете, чтобы власти компенсировали перевозчику  стоимость льготного проезда. Первоначально оформление  таких льготных билетов предполагалось опробовать на пригородных маршрутах ряда областей Северо-западного округа РФ.

Масштабные планы

РЖД надеется, что эти первые блокчейн-проекты в дальнейшем помогут компании масштабировать применение смарт-контрактов и технологий распределенного реестра. Представители РЖД еще в прошлом году заявляли, что работают над амбициозной программой по цифровой трансформации РЖД к 2025 году, охватывающей восемь различных направлений деятельности компании.

При этом в руководстве РЖД подчеркивают, что одним из ключевых моментов для устойчивости всего транспортного комплекса является надежная система подтверждения подлинности данных, включая данные о клиентах. В этом вопросе, считают в компании, большую пользу может принести переход на смарт-контракты.

РЖД уже давно лелеет мечту о создании в России единой цифровой экосистемы для всех участников перевозочного процесса. Недавно в ходе Восточного экономического форума глава РЖД Олег Белозеров снова предложил создать такую единую доверенную среду, взяв при этом за основу разработанную в РЖД Стратегию цифровой трансформации и технологии блокчейн. Впрочем, препятствием на этом пути по-прежнему остается отсутствие в России соответствующей законодательной базы, которая признавала бы легитимность блокчейна в качестве удостоверяющего центра.

Считаете ли вы, что рядовые пассажиры ощутят на личном опыте преимущества использования блокчейн-технологий в сегменте перевозок? Поделитесь с нами своими комментариями.

Изображения предоставлены Shutterstock.