Логистика — одна из наиболее очевидных сфер применения блокчейн-технологий. Не удивительно, что вслед за предприятиями розничного сектора преимущества прозрачного, быстрого и безбумажного документооборота с возможностью максимально точно отслеживать местоположение и состояние груза оценили транспортные компании.

Блокчейн приходит во Владивосток

Компания Fesco — одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России — переводит на блокчейн грузоперевозки на одном из своих основных маршрутов, пролегающих через порт Владивостока. Об этом рассказал президент компании Александрс Исуринс на полях Восточного экономического форума (ВЭФ-2019) который стартовал сегодня во Владивостоке.

По словам Исуринса, Владивосток можно считать тестовой площадкой для новой технологии. Однако в перспективе компания готова применять ее и на других маршрутах, включая коридор север-юг. Универсальность и гибкость технологии распределенного реестра позволяет подстроить ее под индивидуальные особенности и нужды каждого маршрута, оптимизировав тем самым рабочие процессы и упростив множество формальностей.

Революция в системе грузоперевозок

Грузоперевозки, особенно трансграничные зачастую забюрократизированы и сопряжены с большим количеством бумажной работы. В частности, компаниям необходимо получить массу разрешительных документов, пройти сертификацию и таможенное оформление. Множество инстанций, требующих пачки документов с подписями и печатями различных ведомств, превращаются в бесконечные круги ада.

Помимо прочего транспортной компании необходимо иметь актуальную информацию о местонахождении и состоянии груза, чтобы оперативно реагировать на возможные изменения или отклонения от маршрута, а также пресекать попытки несанкционированного доступа.

Архитектура блокчейна позволяет эффективно убрать из процесса не только львиную долю бумажной работы, но и сократить число посредников, что значительно удешевит услугу, а также снизит риски мошенничества и коррупции на всем пути следования груза из точки А в точку Б.

Международные тренды

На международном уровне с технологиями распределенного реестра успешно экспериментируют Роттердамский порт, датский грузоперевозчик Maersk, украинская логистическая компания А2В Direct.

В России планы по внедрению блокчейна в систему грузоперевозок реализуют «Российские Железные Дороги» (РЖД). В 2017 году компания ввела в эксплуатацию систему смарт-контрактов для ведения договоров и электронную торговую площадку «Грузовые перевозки». Кроме того, в марте этого года стало известно о том, что компания готова вложить 40 млн долларов в разработку сервиса для мониторинга грузовых перевозок на базе технологии блокчейн и смарт-контрактов.

Также Минтранс России планировал внедрить цифровую платформу TradeLens на базе Большого порта Санкт-Петербург, однако инициатива увязла в бюрократическом болоте российских ведомств, включая Росграницу, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, которые работают на собственном программном обеспечении и не готовы от него оперативно отказаться.

Как вы думаете, насколько перспективна технология блокчейн в сфере грузоперевозок? Можно ли ожидать массового внедрения этой технологии транспортными компаниями,