В Москве завершилась конференция, посвященная повышению финансовой грамотности в стране. Участники конференции отчитались об успехах на этом поприще, однако в действительности ситуация остается не столь радужной.

Взгляд из Кремля

21-22 ноября в Москве прошла конференция «Участие регионов в реализации стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации». В ней приняли участие представители верхушки власти, включая Минфин, Банка России и Минпросвещения. Мероприятие было организовано для обсуждения успехов в реализации национального проекта Минфина по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в России.

Замминистра финансов Сергей Сторчак отрапортовал о положительной динамике процесса. Так, он заявил, что по уровню финансовой грамотности среди взрослого населения Россия вышла на 9-е место среди стран «Двадцатки». Сторчак доложил, что в рамках проекта было разработано 50 образовательных программ и обучено свыше 50 тысяч специалистов из 55 регионов страны.

Впрочем, участники конференции признали и сохраняющиеся проблемы. Например, это отметил первый зампред Банка России Сергей Швецов. Он подчеркнул, что не стоит радоваться скорости развития финансового рынка в стране и росту количества индивидуальных инвестиционных счетов, если при этом инвесторы остаются недостаточно квалифицированными и попросту не знают, как эффективнее пользоваться этими счетами.

Взгляд из глубинки

Действительно, последние исследования подтверждают, что россияне демонстрируют высокий интерес к финтех-сервисам и приложениям, но пользуются ими преимущественно для денежных переводов. Между тем инвестиции продолжают оставаться для них «темным лесом».

Более того, недавно Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил данные исследования домохозяйств Росстатом. Как выяснилось, 21 млн россиян старше 15 лет вообще не пользуются интернетом. Они объяснили это отсутствием необходимости и нехваткой интернет-навыков. По количеству действий, которые пользователи способны выполнить онлайн, треть респондентов относится лишь к базовому уровню интернет-навыков.

При таком базовом уровне знаний значительная часть наших сограждан по-прежнему остается далека от онлайн-доступа к различным услугам, включая финансовые. Низкий уровень цифровой грамотности определенно является одним из барьеров для популяризации цифровых, в том числе и криптовалютных, платежей в России. Сколько бы россияне ни слышали о доходности биткоина и дешевизне криптовалютных платежей, они не начнут осваивать эту сферу, пока остаются «на вы» с интернетом.

Взгляд из будущего

Целевой аудиторией нацпроекта по повышению финансовой грамотности являются две категории россиян. Это потребители финансовых услуг со средним и низким уровнем дохода, а также школьники и студенты, то есть наше будущее экономически активное население.

Однако и с молодежью все не так радужно. Согласно последним исследованиям, она все чаще отказывается от получения высшего образования, предпочитая ему техникумы и среднее профессиональное образование. Эта тенденция грозит будущим дефицитом блокчейн-специалистов и кадровым голодом в криптоиндустрии. Между тем решения на основе блокчейна находят все более широкое применение в самых различных сферах — от розничных продаж и нефтедобычи до армии и сельского хозяйства.

Таким образом, успех криптовалют и инновационных блокчейн-технологий во многом зависит от наличия двух факторов — грамотных пользователей и грамотных специалистов. Пока же, несмотря на заверения властей, в нашей стране не наблюдается ни того, ни другого.


Изображения предоставлены Twitter, Shutterstock.