Что такое метавселенная и зачем она корпорациям

Поделиться

Одной из самых обсуждаемых тем 2021 года стали метавселенные. Многие считают основоположниками тренда команду Meta (бывший Facebook). 26 октября 2021 года представители компании заявили о намерении потратить $10 млрд на строительство метавселенной. Спустя пару дней Facebook переименовали в Meta. Новое название проекта, по мнению разработчиков, больше соответствует поставленным целям.

Sponsored



Sponsored

Следом за Meta многие другие участники рынка, включая Microsoft, занялись разработкой своих метавсленных, выделив на проекты миллиарды долларов.

Редакция BeInCrypto решила разобраться в том, что из себя представляют метавсленные, и зачем они нужны людям. В этом нам помогли эксперты.

Sponsored





Sponsored

В этой статье:

Не упустите возможность выгодно закупиться биткоинами. Анонимная криптобиржа StormGain раздает всем новичкам бонус 25 USDT на пополнение депозита. Получить его можно по ссылке >>>>

Что такое метавселенная

В сети можно встретить много трактовок термина «метавселенная». Одни называют ее виртуальным миром, в котором реальность сосуществует с цифровым пространством, другие – онлайн-вселенной. При этом многие считают метавсленную утопией. Якобы с ее помощью люди безуспешно пытаются освободить себя от культурных, социальных и экономических оков.

Директор по стратегическим коммуникациям платформы дополненной реальности FASTEP и компании-разработчика приложений с применением технологий дополненной реальности Spider Group, главный редактор Holographica.space Алексей Лисовицкий считает, что метавселенная – это собирательный образ.

«Метавселенная – это более удачное название XR – сочетания виртуального и реального миров, комплекса технологий дополненной и виртуальной реальности, которые взаимно проникают друг в друга и дают человеку возможность взаимодействовать с цифровыми данными в реальной, виртуальной и дополненной реальностях, а реальной реальности оказывать влияние на цифровые данные», — отметил Алексей Лисовицкий.

Директор по продуктам в компании Ivideon Заур Абуталимов считает, что главная идея метавселенной заключается в слиянии цифрового и физического миров в рамках единой платформы. Развитие направления, по его мнению, было бы невозможно без того потока прорывных технологий, которые сегодня доступны на рынке.

Эксперт считает, что когнитивные цифровые платформы, AR-/VR-устройства, контроллеры, которые позволяют переносить действия из физической в виртуальную реальность и сети 5G делают идею метавселенной ближе, чем когда-либо.

Масштабы рынка дополненной (AR), виртуальной (VR) и смешанной (MR) реальности и прогноз его развития. Источник: Statista

Упоминания метавселенных можно встретить в книгах фантастов. Предприниматель, генеральный директор IT-компании «АНТИГРАМ» Максим Ильин отметил, что описание термина есть в произведении Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» от 1997 года. В ней автор рассказывает о метавселенной под названием «Глубина». Люди попадали в нее с помощью VR-шлема (шлем виртуальной реальности).

«Тогда это были всего лишь выдумки, но сейчас этим никого не удивишь», — отметил Максим Ильин обращая внимание на технологический прогресс, который позволил за пару десятков лет превратить фантазии писателей в реальность.

Главный научный сотрудник GBC.ai, эксперт в областях искусственного интеллекта, блокчейн-технологий, VR/AR Андрей Кирсанов, отметил, что идея метавселенных не нова.

По наблюдениям эксперта, за последние 20 лет концепцию пытались реализовать в многочисленных проектах, среди которых Second Life 2003 года, IMVU, а также игровая платформа Roblox 2006 года.

К более поздним проектам по созданию метавселенной Андрей Кирсанов отнес социальную VR-платформу VRChat от 2014 года и созданную в 2015 году AltspaceVR.

По мнению эксперта, низкий уровень технологий мешал развиваться первым проектам подобного рода. Однако технологический скачок последних лет все изменил, позволив участникам рынка, включая Meta, создавать сложные метавселенные.

Зачем корпорациям метавселенные

Алексей Лисовицкий считает, что работа над метавселенными поможет компаниям оседлать тренд следующего сдвига вычислительной парадигмы.

В этот период, по его мнению, завершившие цикл своего развития смартфоны эволюционируют в новый вид, или уступят место новым устройствам (например, очками дополненной реальности). «Оседлать тренд» пытается и Meta, считает он.

Алексей Лисовицкий уверен, что бывший Facebook хочет опередить других, чтобы слово «метавселенная» ассоциировалось у людей, прежде всего, с компанией. Эксперт напомнил, что у Facebook уже есть подобный опыт. Сейчас существует множество социальных сетей, но многие ассоциируют сам термин именно с Facebook. При этом Алексей Лисовицкий отметил, что у команды Meta есть и другие причины стремиться стать главной метавселенной.

«Это огромное поле для сбора пользовательских данных. В этом контексте нельзя забывать, что подавляющая часть доходов Meta приходит от торговли данными людей для рекламы», — отметил эксперт.

Что не так с метавселенными

По мнению Алексея Лисовицкого, при помощи технологий, которые легли в основу метавселенных, будет гораздо проще следить за пользователями и собирать их данные. 

«Если вы считаете, что за вами слишком пристально следят смартфоны или смарт-колонки, вам лучше не знакомиться со способностями очков [дополненной реальности] ради вашего же спокойствия», — отметил эксперт.

Свою точку зрения он объяснил тем, что индивидуальные устройства дополненной реальности почти всегда соединены с интернетом, компьютеры – с камерами, микрофонами, инерциальными и другими датчиками. Такое оборудование, как и смартфоны, может распознавать человека даже по биению сердца. При этом собранные данные способны много рассказать о пользователе, в том числе, о его душевном и физическом состоянии.

«[VR] Очки находятся у ваших глаз. Они понимают, куда и насколько внимательно вы смотрите в каждое мгновение, анализируют и передают колоссальные объемы биометрии камерами для слежения за глазами. Очки создают ваш самый точный цифровой аватар, который можно использовать для любых манипуляций – как немедленных, так и отложенных», — отметил Алексей Лисовицкий.

Примечательно, что лишь немногие участники рынка ждут полного погружения в виртуальное пространство в ближайшее время. По данным опроса BeInCrypto только 12% пользователей считают, что метавселенные заменят реальную жизнь в 2022 году. Большая часть респондентов (65%) уверена в том, что виртуальное пространство не сможет так быстро захватить людей.

Результаты опроса BeInCrypto о метавселенных

Руководитель команды по разработке приложений виртуальной и дополненной реальности VR Corp Андрей Терехин также обратил внимание на проблемы, с которыми связано строительство метавселенных. Одну из них в 1992 году описал Нил Стивенсон в романе «Лавина».

«Инициатива создания глобального виртуального пространства принадлежит корпорации, а это значит жесткие корпоративные правила, включая повсеместную рекламу, наплевательское отношение к приватным данным и цензуру на основе собственной идеологии», — отметил Андрей Терехин добавив, что Facebook уже обвиняли в подобном поведении.

По его мнению, будущее обострение конфликта между корпорациями и обществом неизбежно.

Основатель digital-компании Trinity Monsters Мик Вайсман считает, что главная идея метавселенных – найти дополнительные источники заработка. Свою точку зрения он объяснил на примере Meta.

По его мнению, главная задача бывшего Facebook – поместить пользователя в киберпространство, которое объединит дополненную и виртуальную реальности внутри всех сайтов корпораций.

Мик Вайсман считает, что в инициативе прослеживаются планы компании продавать вспомогательные устройства (очки, шлемы, роботизированная кожа и других) для доступа к площадкам Meta, включая социальные сети Facebook и Instagram, а также мессенджер Whatsapp.

«Если убрать „легенду“ про метавселенную, то Facebook пытается подсадить миллионы людей на приобретение гарнитуры, наладить потребление нового вида рекламы через устройства VR/AR, а также стать более независимым от Apple и других корпораций-конкурентов. Поэтому тут правильнее говорить о метавселенной одной корпорации как легенде для зарабатывания денег и привлечении инвестиций», — подытожил Мик Вайсман.

Читайте также: Facebook введет ограничения для криптовалют в своей метавселенной

Конкуренция мета-масштаба

Максим Ильин обратил внимание на то, что ему хотелось бы жить в мире, в котором метавселенная не заменяет реальность, а является ее дополнением. Начиненный технологиями виртуальный мир, по его мнению, должен делать жизнь удобнее, решать вопросы и проблемы коммуникации, которые зачастую сложно или невозможно устранить без подобных инструментов.

Максим Ильин не уверен, что Meta сможет справиться с этой задачей, несмотря на то, что ресурсов у нее достаточно. По его мнению, компания «будет претендовать на абсолютную монопольную власть в этом сегменте». Чтобы не допустить лидерства Meta на рынке, нужна конкуренция, уверен Максим Ильин.

Алексей Лисовицкий считает, что у Meta есть соперники. В качестве примера эксперт привел Apple. Компания подготовила экосистему дополненной реальности и обкатала ее на смартфонах. Также Алексей Лисовицкий напомнил о том, что компания создала лидары для точной пространственной навигации. Параллельно Apple разрабатывает мощные мобильные процессоры и скупает AR/VR-стартапы.

«Apple готовится к этому [выходу на рынок метавселенных] едва ли меньше, чем Meta. Компании уже удавалось занимать лидерские позиции на новых рынках. Например, Apple провернула подобное с iPhone в 2007 году, „похоронив“ целый список гигантов, таких как BlackBerry и мобильное подразделение Nokia», — подытожил Алексей Лисовицкий.

Виртуальная реальность уже здесь

Андрей Терехин обратил внимание на то, что цифровые технологии уже стали важной составляющей жизни современного человека. В качестве примера, эксперт поделился с редакцией BeInCrypto своим «рецептом» организации рабочего пространства.

По словам Андрея Терехина, он часто «переходит» работать в виртуальный офис – цифровое пространство. Для этого он использует очки Oculus Rift.

«Это [работать в цифровом пространстве] просто удобно. В реальной жизни передо мной один-два статичных экрана ограниченных размеров, а в виртуальной реальности я могу развернуть сколько угодно экранов любого размера, одновременно работая с ними со всеми. При этом я могу делать это буквально везде, даже в кофейне», — отметил Андрей Терехин добавив, что для работы ему достаточно клавиатуры, системного блока и мыши.

Пример работы в виртуальном офисе:

По словам эксперта, каждый, кто «окунется» в виртуальную реальность, вряд ли захочет вернуться к ограничениям реального мира, где все взаимодействие сводится к маленькому экрану ноутбука.

При этом Андрей Терехин отметил, что людям, которые не используют VR-технологии, не просто объяснить преимущества виртуального пространства. По его словам, это также сложно, как «объяснить человеку из 19-го века, который и телевизора то ни разу не видел, как работает интернет».

Подводим итоги

Мнения экспертов о том, что такое метавселенные и как они изменят жизнь людей разделились. Одни считают их виртуальным пространством нового поколения, другие – не более, чем удобным трендом для наращивания дохода корпораций.

Многие обратили внимание на то, что цифровой мир скрывает ряд угроз. В том числе, эксперты предупредили о том, что после хотя бы однократного погружения в метавселенную реальность может наскучить человеку.

При этом собеседники BeInCrypto также обратили внимание на безграничные возможности виртуального мира, которые могут сделать жизнь людей проще и интереснее.

Дисклеймер

Вся информация на нашем сайте публикуется, основываясь на принципах добросовестности и только для общего ознакомления. Любые действия, основанные на информации, публикуемой на этом сайте, предпринимаются читателем исключительно под его собственную ответственность. В разделе «База знаний» нашей приоритетной задачей является предоставление высококачественной информации. Мы тщательно определяем, изучаем и создаем образовательный контент, полезный для наших читателей. Для поддержания этих стандартов на высоком уровне и дальнейшего создания качественного контента наши партнеры могут выплачивать нам вознаграждение за размещение информации о них в наших статьях. Однако такие выплаты никак не влияют на процессы создания объективного, честного и полезного контента.
Sponsored
Share Article

Тэги

Криптожурналист. Пишу о цифровых активах последние 5 лет. Считаю, что качественный контент крайне важен для популяризации идей децентрализации.

ПОДПИШИСЬ

Самый ТОПовый канал по заработку на Крипте

Подключайся

Самый ТОПовый канал по заработку на Крипте

Подключайся

$10 000 каждую неделю для участников CoinFLEX AMM+ Arena!

Хочу!